Почти каждую неделю мировые СМИ сообщают об очередной утечке персональных данных. Например, этим летом в сеть «утекла» информация о клиентах крупного банковского холдинга Capital One. А за скандалами, связанными с очередной утечкой данных пользователей Facebook, весь мир уже наблюдает как за развитием сюжета сериала.
Российские компании также не отстают: в конце мая этого года в открытом доступе появились данные 900 тыс. клиентов Альфа-банка, ОТП-банка и «Хоум Кредит банка». А в июне Роскомнадзор разбирался с утечкой сотен тысяч учетных записей клиентов Ozon.
Многих пользователей всерьез волнует безопасность собственных данных. О том, как их сохранить, рассказывает Дмитрий Запорожец — руководитель SEO-отдела Profitator (Kokoc Group). Но будьте готовы к тому, что почти все советы будут сопряжены с некими неудобствами в повседневной жизни — слишком сильно технологии интегрировались в быт.
Сегодня редкий сайт может похвастаться безопасностью персональных данных, даже с сайтов государственных структур и компаний иногда «утекает» информация о пользователях. Поэтому стоит сообщать минимум информации о себе сторонним сайтам и постараться не загружать сканы документов, например, прав или паспорта. Из-за «дыр» в системе безопасности фотографии могут проиндексировать поисковики. Дальше нейросети в поиске по картинкам сделают свое дело и найти изображение конкретного паспорта по соответствующему запросу сможет любой желающий.
Для редактирования изображений, того же паспорта, например, лучше использовать офлайн-программы, установленные на телефон или компьютер, а не онлайн-редакторы изображений. В зависимости от того, как сервис реализован технически, эти данные также могут попасть в общий доступ.
Каждый раз когда вы вводите данные в любой сервис, что с компьютера, что на телефоне, помните, что вы передаете эти данные не только сервису, но и всем его рекламодателям.
Указали домашний адрес в Яндекс.Навигаторе? Поздравляю — Яндекс знает, где вы живете и может точнее показывать вам рекламу. Да, данные у них обезличенные, но все же.
Заполнили онлайн-заявку на ОСАГО? Поздравляю, сервис знает ваш пол, возраст и марку машины. Если хотите скрыть эту информацию, идите в отделение страховой компании.
Указали дату рождения, чтобы интернет-магазин дал скидку в этот день? Отлично — сообщили магазину еще немного информации о себе.
Указали адрес доставки при оформлении заказа? Круто, интернет-магазин может потом сопоставить, что находится по этому адресу. Если офисное здание — скорее всего, это ваша работа, если жилой дом — скорее всего, это ваш домашний адрес. И записать это себе в CRM.
Даже если вы начали вводить данные, но не отправили форму, мы (вебмастера) в теории можем отслеживать ваше взаимодействие с ней и отправлять всё, что вы вводите, себе на сервера. Не факт, что будем делать, но можем.
Основная проблема тут в том, что всё это делает нашу жизнь удобнее. Оформление заявки на ипотеку онлайн экономит время, указание домашнего и рабочего адресов в навигаторе позволяет удобнее строить маршрут, просто сказав Алисе «поехали домой». Сложно от этого отказаться.
Если вы хотите оставлять о себе минимальное число данных в интернете, придется:
То же самое касается почты. Mail.ru, Gmail, Яндекс.Почта — все это сервисы крупнейших рекламных площадок, а любая информация о пользователях делает рекламу более эффективной. Так что используйте защищенные почтовые сервисы, не связанные с рекламой, например, Tutanota.
По крайней мере, когда не пользуетесь им. Всё большую популярность набирают wi-fi-радары, которые собирают информацию о факте посещения вами каких-то мест, чтобы потом, например, показать рекламу. Вы просто гуляете по ТЦ, а телефон, если на нем включен wi-fi, сканирует доступные сети и заодно передаст wi-fi радару информацию о себе. Необязательно даже подключаться к сети.
Отдельная тема - облачные хранилища. Это очень удобно, ваши файлы всегда с вами в любой точке мира, где есть доступ в сеть, но у такого удобства тоже есть цена. «Утечки» данных случаются и у самих сервисов, и аккаунт ваш могут взломать. Был уже не один скандал со взломами аккаунтов звёзд и утечками личных фото. Так что если уж пользуетесь каким-то сервисом, придумайте надежный пароль, периодически его меняйте. А также выбирайте облачное хранилище, которое не было замешано в скандалах, связанных со взломами и «утечками» и никак не связано с сервисами, которые продают рекламу. Например, Dropbox. Такие решения правда, как правило, будут самыми дорогими. Но помните — нет ничего бесплатного. Если вы бесплатно пользуетесь облачным хранилищем, значит вы заплатили за это своими данными и показами себе рекламы.
Для того, чтобы оставлять как можно меньше данных о себе, придется отчасти стать параноиком. Это подойдет далеко не всем: мало кто готов задумываться о каждом своем действии в сети. Мой совет тут: каждому установить для себя разумный барьер. Например, не отправлять в сеть данные своих документов и не сообщать какие-то очень личные именно для вас сведения. По умолчанию считайте, что всё, что попало в сеть, там и останется. Поэтому думайте, прежде чем это передать.
Источник: Rusbase.